+7 (4862) 41-00-00
Наш адрес: г. Орел, ул. 60 лет Октября, 26
 
 
 
 
 
 

Страничка логопеда

    Одно  из направлений деятельности в нашем детском саду – диагностико-коррекционная и профилактическая работа с детьми дошкольного возраста.

    Для этого в нашем детском саду проводится пропаганда логопедических знаний среди работников и родителей наших воспитанников. В нашем детском саду учителя-логопеды наблюдают за процессами развития речи детей с момента поступления их в сад. Дети, нуждающиеся в специализированной коррекционно-речевой помощи, берутся на учёт, с родителями этих воспитанников проводятся консультации, определяется дальнейший маршрут этого ребёнка.

     
    Вербицкая Елена Львовна
     
    Должикова Светлана Александровна

    В возрасте 4-5 лет проводится углубленное обследование всех сторон речи. С его результатами знакомят родителей воспитанников  и при необходимости дают  рекомендации на прохождение специальной комиссии. По заключению комиссии дети с выявленными нарушениями речи переводятся в соответствующую возрастную  логопедическую группу. Воспитание детей с нарушениями речи ведётся в старшей группе по программе  Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой  коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни, в подготовительной к школе группе -  по программе коррекционного обучения и воспитания  детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 7-го года жизни Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Перед выпуском детей в школу проводится выпускная комиссия, которая определяет динамику  речевого развития, необходимость в дальнейшем  сопровождении ребёнка школьным логопедом.


    Работа по развитию речи в группе

    Достижение положительного результата в коррекции речевых проблем  достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства в ДОУ; создании комфортных условий развития, воспитания и обучения; создании среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребёнка; повышении компетентности родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

    Поэтому,  в нашем ДОУ большое внимание уделяется становлению  и осуществлению взаимодействия между педагогическими и медицинскими работниками, созданию оптимальных условий преемственности в работе логопеда, воспитателей, младшего обслуживающего персонала группы, которую посещают дети с проблемами в развитии речи и педагогического коллектива в целом.  В массовых и специализированных  логопедических группах нашего образовательного учреждения создана развивающая среда, направленная на полноценное речевое развитие ребёнка.

     Родители заинтересованы во  взаимодействие с детским садом  в решении проблем ребёнка.  В процессе работы  с родителями используются вспомогательные средства по профилактике речевых нарушений – «логопедические уголки», информационные стенды, папки-передвижки.

    Значение речи в развитии ребенка.

    Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребёнка,  позволяет ему воспринимать явления белее осознанно и произвольно. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

    Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать - свои мысли, тем шире его возможность в познавании с действительности, тем содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

    Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребёнком звуков и слов, в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в школе.

    Стадии формирования речи ребенка

    • Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.
    • 2 - 3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
    • 9 - 10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
    • 11 - 12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
    • 1 - 1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
    • 1.5 - 2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются новые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
    • 2 -3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
    • В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
    • К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!

    Временные задержки развития речи.

    По различным причинам речь ребёнка может задерживаться на любом этапе развития. У таких детей запас слов не соответствует их возрасту. Развитие фразовой речи идет с опозданием, долго держатся дефекты звукопроизношения. Причинами этого могут быть различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде, так и во время родов, также в первые годы жизни ребёнка. Могут приводить к нарушениям речевого развития инфекционные, желудочно-кишечные заболевания, нарушающие питание организма и коры головного мозга, различные психогенные факторы (педагогическая запущенность, гиперопека и т.д.).
    Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток,  становятся молчаливыми,  застенчивыми, нерешительными.
    При условии отсутствия органического поражения головного мозга, при укреплении организма, создании благоприятных условий для развития речи, ребёнок догоняет своих сверстников в речевом развитии.
    Статистические данные указывают на постоянный рост числа детей, у которых проявляются задержки и дефекты речевого развития, а также увеличение  количества детей с сочетанными дефектами речевого и психического развития. Поэтому так важно раннее распознавание, профилактика и преодоление негативных тенденций в речевом развитии ребёнка.

    Специалисты  (логопеды, педагог-психолог) всегда проведут консультацию, ответят на вопросы, волнующие родителей в специальные часы, не отрывающие их от педагогической работы с детьми.

    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    Учебный процесс
           
    Здоровье
           
    Наши достижения
           
    Инновационная деятельность